70 лет назад в Южной Африке на государственном уровне начала проводиться политика апартеида. Миллионы людей были официально лишены элементарных прав человека и заперты в резервациях. И хотя в 1994 году власть в стране сменилась на демократическую и президентом ЮАР стал борец с апартеидом Нельсон Мандела, последствия событий XX века до сих пор значительно влияют на государство.
Что такое сегрегация, какая она бывает
В переводе с латинского segregatio означает «разделение», «отделение части от целого», и это отражает суть интересующего нас слова.
В широком смысле сегрегация – это некое принудительное разделение (зерен и плевел, мух и котлет).
Разделять можно что угодно, поэтому сегрегация встречается во многих сферах.
- В биологии так называют отделение новых структур живой материи (генов, хромосом, видов) в процессе развития.
- Экологи называют так явление, когда какой-то «недружественный» фактор препятствует интеграции популяций в биоценоз, особей в популяцию. Просто изоляция какая-то.
- Физики говорят о сегрегации, когда изменяется физическое состояние неоднородной среды.
- В металлургии это неоднородность химического состава сплавов.
- Когда приходит в негодность асфальтовое покрытие, знатоки говорят о сегрегации (расслоении) асфальтобетонной смеси. Кстати, достойный повод блеснуть познаниями, ввернув подобное словечко в разговор о проблемных российских дорогах.
Наиболее часто это понятие применяется в общественно-политическом и социальном контексте.
В узком понимании, сегрегация – это принудительное разделение людей на группы по расовому, этническому или какому-либо иному признаку.
Сегрегация в обществе: что это, и как проявляется
Несмотря на всеобщий интерес к порче асфальтобетонных покрытий на дорогах, рассмотрим сегрегацию с позиции социальных наук.
Этот термин используют, когда некто (организация, конкретный человек – не важно) без объективных причин принудительно отделяет одних людей от других по какому-либо признаку.
Например, разделение на «мужскую» и «женскую» работу, неравный доступ к рабочим местам и разница в зарплате в зависимости от пола – это гендерная сегрегация. Создание в школах отдельных классов для «особенных» детей – так проявляется сегрегация в образовании.
Чаще всего о сегрегации говорят применительно к расовым или этническим группам.
Выделяют 3 уровня этого явления:
- Микросегрегация (установление общественных мест для светлокожих и темнокожих, т.д.);
- Мезосегрегация (учреждение внутри городских пространств закрытых территорий для определенных групп населения);
- Макросегрегация (принудительное отделение целых народов в резервации).
Сегрегация возникает в двух формах.
Территориальная выглядит как вынужденное раздельное проживание отдельных групп людей в специально отведенных местах.
Иституциональная предполагает создание отдельных школ, больниц, столовых, т.д. – как правило, для людей с другим цветом кожи. Получается, что люди, проживая на одной территории, вынуждены «ходить разными дорогами».
Юридическая сегрегация (де-юре) – это разделение, официально закрепленное на законодательном уровне. Проявляется в ограничении прав и свобод (выбор профессии, учебы, места проживания), иногда – в принудительном расселении целых этносов.
Причем все перечисленное – это не просто «туда не ходи, сюда ходи, а то снег башка попадет…». Это правовые нормы, обязательные для исполнения – так было, к примеру, в истории США, ЮАР, Австралии и в ряде других государств. Сегрегация была официальной гитлеровской практикой в отношении евреев.
В настоящее время расовая сегрегация официально запрещена во всем мире – так гласит международное право.
Тем не менее, это явление может существовать и де-факто – через социальные нормы, как правило, сложившиеся спонтанно. На практике оно часто возникает в странах, где ранее было закреплено юридически.
Так, скрытая сегрегация – практически норма современной жизни в США, хотя американцы стараются не говорить об этом вслух, уж больно неудобная тема.
Сегрегация и бантустаны: история
Для разработки теории и практики апартеида вскоре после выборов в ЮАС было создано специальное Южноафриканское бюро по изучению расовых отношений.
По его инициативе парламент принял решение о полном запрете браков «белых» с «не белыми», предполагавшее не только отказ от межрасовых браков на территории ЮАС, но и признание недействительными таких браков, заключённых за границей.
К юридической ответственности по новым законам были привлечены тысячи людей.
Кроме того, был принят акт о «регистрации» жителей ЮАС, делящий людей на три категории: европейцы, темнокожие и цветные (жители Союза неевропейского происхождения, в то же время не являющиеся коренными африканцами). Расовая принадлежность фиксировалась в удостоверениях нового типа и заверялась несмываемой печатью.
«Права разных групп отличались друг от друга. Самой жестокой дискриминации подвергались темнокожие жители ЮАС. Права индийцев и выходцев из Юго-Восточной Азии были шире, но и против них действовал ряд ограничений», — подчеркнула Александра Архангельская.
В начале 1950-х на территории страны был создан ряд резерваций, названных по имени группы народов банту — бантустанами. Хотя темнокожие составляли около 80% населения ЮАС, под их проживание было выделено всего 13% территории государства. Причём территории с самой неплодородной и наименее пригодной для проживания землёй.
Начался снос трущоб, построенных в период индустриализации для темнокожих работников.
Более 3 млн человек в рамках этой кампании подверглись насильственному переселению в гетто.
Образование белые и темнокожие дети получали отдельно. Причём всё, что противоречило националистическим взглядам, было исключено из программы. В учебниках пропагандировалась «иерархия рас», присутствовали оскорбительные утверждения в адрес целых народов, основанные на этнических стереотипах. Чиновники от образования прямо говорили о том, что их цель — вбить в голову маленьким африканцам, что равенство с белыми для них невозможно.
Раздельной была и медицина. Если для лечения жителей ЮАС европейского происхождения были созданы максимально комфортные условия, то в ряде гетто больниц не существовало в принципе.
Была введена сегрегация на транспорте, в сфере общественного питания, в кинотеатрах, в религиозных сооружениях.
Коммунистическая партия после объявления режима апартеида оказалась под полным запретом. Во всех сферах жизни пропагандировался воинствующий антикоммунизм.
По словам эксперта, африканцы долгое время пытались бороться за свои права мирным путём. Они находились под сильным влиянием идей Ганди и, выступая против любой дискриминации, требовали не преимуществ, а официального равенства. Но в конце концов, не выдержав массовых избиений и расстрелов мирных демонстраций, темнокожее население взялось за оружие и развернуло партизанскую борьбу.
Дискриминационные меры были официально отменены. В 1990 году на свободу вышел один из лидеров АНК Нельсон Мандела, находившийся в заключении с 1964 года. На всеобщих выборах 1994 года Африканский национальный конгресс одержал уверенную победу.
«Апартеид остался в прошлом, но его последствия ощущаются до наших дней. Это касается и социально-экономических моментов, когда многие люди так ещё и не получили доступа к нормальной инфраструктуре, и психологических — среди тех, кто помнит о дискриминации, есть люди, до сих пор ощущающие желание отомстить», — отметила Александра Архангельская.